Сейм Латвии проголосовал за образование на латышском языке вопреки недовольству Путина, который «ходит по 55-сантиметровому снегу в Москве»

0
28

Сейм Латвии проголосовал за образование на латышском языке вопреки недовольству Путина
Reuters

Сейм Латвии в четверг, 8 февраля, в предварительном чтении одобрил законопроект о переводе школ нацменьшинств с 2020 года на преподавание большинства предметов на государственном латышском языке. За реформу высказались 67 депутатов, против проголосовал 21, передает Delfi.

На заседании парламента министр образования и науки республики Карлис Шадурскис пообещал, что его ведомство ответственно отнесется к выполнению международных обязательств по обеспечению образования нацменьшинств и его развитию, в том числе обеспечив необходимое финансирование тех учебных заведений, которые согласно международным договорам реализуют программы образования нацменьшинств.

Законопроект, о котором идет речь, предполагает, что дошкольное обучение является билингвальным, в начальной школе (1-6-е классы) осуществляется по трем моделям билингвального обучения, на завершающем этапе основного образования (7-9-е классы) 80% учебного процесса обеспечивается на госязыке, в средней школе (10-12-е классы) — только на латышском языке.

Переход к такой системе будет постепенным — в 2019/2020 учебном году 80% обучения на госязыке в основной школе необходимо будет обеспечить только в 7-х классах, в 2020/2021 учебном году — в 7-х и 8-х классах, а в 2021/2022 учебном году — уже на всем заключительном этапе основной школы. В средней школе в 2020/2021 учебном году полностью на госязыке будут учиться учащиеся 10-11-х классов, через год — всех классов.

Пока депутаты обсуждали перспективы национального образования, возле здания сейма в Риге проходил митинг против искоренения в Латвии билингвального государственного образования. Собравшиеся читали стихи латышского поэта Райниса на русском и латышском языках и призывали депутатов проголосовать против "недостаточно хорошо" проработанного законопроекта.

Участники манифестации держали в руках плакаты с надписями "Стоп этнической дискриминации", "Школы национальных меньшинств — латвийское богатство", "Ассимиляции нет", "Суверенная власть принадлежит народу. Мы народ. Мы решаем", передает ТАСС.

"Мы сегодня здесь собрались для того, чтобы сказать депутатам, которые будут голосовать за законопроекты, предусматривающие перевод русских школ на латышский язык, что мы против этой реформы. Мы выступаем за то, чтобы в Латвии развивалось меньшинственное образование, чтобы в школах сохранился русский язык и другие языки нацменьшинств", — пояснил журналистам представитель Штаба защиты русских школ и сопредседатель партии "Русский союз Латвии" Мирослав Митрофанов.

В свою очередь, министр Шадурскис заявил, что языковая реформа не по душе одному русскому, а именно — президенту России Владимиру Путину. "Есть один русский, которому действительно ну очень не нравится эта реформа. И он сейчас бродит по 55-сантиметровому снегу в Москве, и ему тяжело. Это господин Путин. Ему и Кремлю очень не нравится эта реформа, потому что она сплотит наше общество и существенно уменьшит ту часть общества, которая открыта для пропаганды Кремля", — пояснил он.

Министр также посетовал на то, что чиновники "сталкиваются с проблемой в программах нацменьшинств — как говорить о Второй мировой войне и оккупации Латвии". "В результате пробуем рассказать все как-то помягче, чтобы не задеть чьи-нибудь чувства", — посетовал Шадурскис, добавив, что таким образом "молодежь не получит четкое представление о Латвии и ее ценностях".

Мэр Риги Нил Ушаков ранее назвал огромной ошибкой правительства страны решение о постепенном переводе школьного образования на латышский язык. "Воспринимать это можно только и единственно как политическую провокацию, которая вредит и качеству образования, и стабильности страны", — писал он в январе в Facebook.

Напомним, население Латвии составляет около 2 млн человек, около 40% — русскоязычные. При этом в республике только один государственный язык — латышский, а русский имеет статус иностранного.